Ситуация с вывозом мусора в Луганске стабилизировалась (интервью)

К частичной парализации работы городского коммунального предприятия (ГКП) «Луганский центр утилизации отходов» («ЛЦУО») в конце прошлого и начале текущего года привели гололед и снежные заносы. Ситуацию с вывозом мусора по всей территории Республики под свой личный контроль взял Глава ЛНР Леонид Пасечник. Во время рабочих совещаний с Главами Администраций городов и районов руководитель государства определил строгие временные рамки, в течение которых проблема должна разрешиться. Деятельность ГКП «ЛЦУО» также на особом контроле и у Главы Администрации Луганска Манолиса Пилавова. Насколько удалось справиться с данной проблемой на сегодняшний день и как обстоят дела по организации работы коммунального предприятия, рассказал исполняющий обязанности директора «ЛЦУО» Владислава Чепеленко.

Ситуация с вывозом мусора в Луганске стабилизировалась (интервью)

– Владислав Витальевич, хочется услышать Ваше мнение, как нового руководителя предприятия, насчет сложившейся проблемы с вывозом мусора в Луганске. Конкретно обозначьте, в чем ее объективные причины и каковы, на Ваш взгляд, пути решения?
– Есть несколько объективных факторов, вызвавших сложившуюся ситуацию с вывозом ТБО в Луганске и на предприятии в целом. Это не просто результат погодных условий, хотя и они значительно повлияли на ухудшения в нашей работе. Это, прежде всего, слабая материальная база предприятия – машинный парк не обновлялся очень давно, за исключением двух машин, приобретенных по решению руководства Республики в 2017 году. Большое спасибо Главе Республики, который в декабре месяце подарил предприятию машину с вертикальной нагрузкой, что значительно облегчило работу по выполнению графика вывоза ТБО. В остальном же – техника изношена.

Еще одна проблема – нехватка кадров. Даже на имеющуюся технику порой не хватает водителей. Дело в том, что все водители спецтехники должны иметь категорию «Д», но водителей с данной категорией луганские автошколы попросту не выпускают. Насколько я знаю, вопрос о подготовке водителей стоит не один год. В сложившейся ситуации предприятие ищет выход, приглашая на работу иногородних, на помощь приходят другие коммунальные предприятия города.

И все эти проблемы в комплексе являются результатом одного – доходной базы предприятия недостаточно для выплаты заработной платы, которая бы привлекала водителей. А доход у нас один – оплата за предоставленную услугу по тарифу. И это одна из основных проблем: тариф «Луганского центра утилизации отходов» является одним из самых маленьких на территории ЛНР. К примеру, в Ровеньках тариф на вывоз мусора составляет 29,7, в Красном Луче – 21,24, в Свердловске – 20,08, в Краснодоне – 17,6 рублей. При этом у всех названных мною предприятий проблем не меньше, чем в нашем Центре утилизации.

И, тем не менее, при своем тарифе, в отличие от перечисленных предприятий, мы занимаемся еще и содержанием полигона твердых бытовых отходов в Александровске. Несмотря на все сложности, мы обеспечиваем подъездные пути к полигону, там работает наш персонал, наш бульдозер, распределяющий мусор по его площади. То есть техника и сотрудники «Луганского центра утилизации отходов» задействуются в нескольких направлениях – на полигоне и непосредственно в городе. Кстати, плечо вывоза мусора на полигон у нас достаточно большое – 25 километров. Ежедневно каждая машина за одну ходку туда-обратно преодолевает 50 километров. Это, как вы понимаете, тоже затратная часть предприятия. Поэтому, имея тариф 12,74 рублей для многоквартирного сектора и 10,8 рублей – для частного, наше предприятие находится на грани выживания. Тем не менее, мы стараемся максимально выполнять свои обязательства перед населением.

– Почему возникла такая существенная разница в тарифах?
– Этому тоже есть объяснимые причины. До 2014 года тарифы на коммунальные услуги для городов районных центров, какими являются Ровеньки, Краснодон и другие, утверждала Луганская облгосадминистрация. А тарифы в областных центрах, каким был Луганск, утверждала Национальная комиссия регулирования электроэнергетики при Кабинете Министров Украины. Облгосадминистрация, беря во внимание проблемы на местах, предприятиям, которые сейчас работают на других территориях ЛНР, тариф согласовала. Нам же новый тариф согласовать попросту не успели – слишком медленно двигалась бюрократическая машина. Вот поэтому и возникла такая разница. Тариф на вывоз мусора в Луганске крайне убыточен. О тарифе в 29,7 рублей мы даже не мечтаем, но если бы мы имели такой же тариф, как в Красном Луче или Свердловске, хотя бы 20 рублей, то, естественно, проблем бы у нас было гораздо меньше.

– Как же тогда предприятие справлялось с вывозом мусора в 2015-2016 годах, особых нареканий на работу Центра утилизации тогда не возникало?
– В 2016 году население Луганска было почти в два раза меньше, чем сейчас. По данным Государственного комитета статистики ЛНР на 1 января нынешнего года население Луганска составляет 435 тысяч человек. Логично, что вы спросите и о довоенной деятельности нашего предприятия, примерно при такой же численности населения сложностей с вывозом и утилизацией ТБО тогда тоже не наблюдалось. Во-первых, до войны мы располагали немного большим количеством техники, у нас имелось порядка 28 машин, сейчас при самом лучшем раскладе у нас их всего 23, а это существенная разница.

И еще один важный момент – до войны народ был более дисциплинированным в плане соблюдения правил благоустройства и санитарных норм. Люди боялись административных штрафов. Экологи регулярно проводили рейды, выявляли нарушения, за которые виновные платили штрафы. И таким образом можно было приучить жителей, предпринимателей и иных субъектов хозяйственной деятельности к соблюдению элементарных норм и поддерживать чистоту на территории города. На данный момент экологи могут выдать только предписания. За месяц они выдаются тысячами, но эффект от них нулевой. Мы с нетерпением ждем принятия изменений в Админкодексе, когда будут определены наказания за нарушение статьи по благоустройству города. Это даст нам возможность наказывать нарушителей. И вот тогда мы полномасштабно сможем бороться со стихийными свалками.

– Итак, Владислав Витальевич, критическая фаза с вывозом мусора в нашем городе уже позади или предстоит еще много работы по наведению порядка?
– Проблемных точек с бытовым мусором уже нет. В общей сложности за сутки со всего города мы вывозим до 800 кубических метров. Это лишь по контейнерам. Но нашу работу сильно осложняет то, что люди бессистемно выносят на точки сбора ТБО крупногабаритный мусор – и диваны, и стиральные машины, унитазы. За 10 дней нами было вывезено более 2800 кубических метров только крупногабаритного мусора. Это колоссальный объем. Из «чистой» в «проблемную» точка превращается быстро – час назад ее вычистили, а кто-то подъехал, выкинул возле нее, например, 3 куба хлама, развернулся и уехал. И все – свалка. Сейчас мы разрабатываем мероприятия по борьбе с такими нарушителями. В скором времени, надеемся, ознакомить вас с ними.

– Почему борьба с накопившимся мусором ударными темпами началась именно с Жовтневого района, а не Каменнобродского, например?
– Жовтневый район – наиболее густонаселенный и самый отдаленный от полигона, расположенного в Александровске, поэтому мы сначала взялись за работу в этом районе. Центр города, Артемовский и Каменнобродский районы сейчас чистые, там мы поддерживаем порядок. У нас есть определенный график и по вывозу крупногабаритного мусора в том числе, мы работаем по нему совместно с ГКП «Центрожилком».

– На данный момент сколько единиц техники задействовано ежедневно?
– Сейчас на линию ежедневно мы выпускаем 21 машину. Считаю, что это хороший результат, притом, что техника у нас со 100%-ным износом. В день зачастую ломается по 3-4 машины. Выручает нас помощь других предприятий – я уже говорил о тесном сотрудничестве с «Центрожилкомом». Кроме того, нам приходится договариваться с частниками, у которых есть мусоровозы.

– Денежный вопрос. Наши читатели интересуются: как поступать с оплатой за услугу, если она не предоставлялась в течение месяца? Одни принципиально против платить даже небольшую сумму, ведь услуга не оказана; другие склоняются к тому, что заплатить надо, ведь мусор все равно заберут в ближайшее время. Владислав Витальевич, как быть?
– Если у нас происходит сбой в графике, мы об этом обязательно предупреждаем квартальных. И информируем, когда вывезем мусор. В зимний период времени мы ограничиваем вывоз мусора с улиц с крутым вертикальным уклоном, так как машину может занести, и последствия будут нерадужные. Граждане предупреждены, что твердые бытовые отходы нужно выносить на специально предусмотренные площадки ближайших горизонтальных улиц. С улучшением погодных условий мы сможем забирать мусор со всех улиц города.

Теперь возвращаюсь к вопросу оплаты. Люди каждый день выносят собирающийся у них бытовой мусор, и мы его вывозим – в графике или с опозданием в 1-2 дня, но вывезен он будет обязательно. Расходы с учетом поломок машин, согласитесь, немалые. Тариф их не покрывает, а предприятию нужно платить налоги, зарплату рабочим, покупать бензин, детали для ремонта техники. Да, мы ликвидировали стихийные свалки, но мусора, как показывает наш анализ, не уменьшается.
10,8 или 12,74 рублей – это небольшая цена, можно сказать, стоимость проезда в маршрутке в одну сторону. Я бы хотел, чтобы люди пошли нам навстречу и оплачивали услугу своевременно, ведь наше предприятие не может вывозить мусор бесплатно. Стоит отметить, что, к сожалению, в этом месяце платежи вообще слабые, хотя тариф, еще раз повторюсь, у нас один из самых низких по всей Республике.

– Подводим итоги беседы: ситуация с вывозом мусора в Луганске налажена и будет вестись согласно графику.
– Совершенно верно, но в настоящее время мы обновляем графики. Сейчас они находятся на согласовании, и в самое ближайшее время планируется их утвердить. В графике указывается рейс, автомобиль, улица, время и день вывоза мусора. Постараемся, чтобы данная информация незамедлительно дошла до сведения граждан.